Международный
туроперейтинга
- Внешние факторы туроперейтинга
- Турист как один из факторов микросреды туроперейтинга
- Туристские ресурсы. Характерные черты объектов туристского интереса, их классификация
- Внутренние факторы туроперейтинга
Внешние факторы туроперейтинга. Внешние факторы туроперейтинга делятся на факторы его
макро- и микросреды.
К факторам макросреды
относятся законы государства, экономическое политическое состояние страны,
религиозные, демографические, экономические факторы, фактор сезонности
туристских предложений.
К факторам микросреды
относятся потребители, агенты, конкуренты, поставщики туристских услуг, природно-климатические,
культурно-исторические, рекреационные ресурсы страны.
Факторы макросреды влияют на туроперейтинг косвенно, а факторы микросреды — непосредственно или через третьи лица.
Факторы макросреды влияют на туроперейтинг косвенно, а факторы микросреды — непосредственно или через третьи лица.
Факторам внешней среды туроперейтинга присущи следующие
черты:
♦ взаимосвязанность. Смена правительства может вызвать политическую и
экономическую нестабильность, падение курса национальной валюты, что повлечет
рост инфляции, кризис банковской системы, снизит спрос на туристский продукт;
♦ сложность. Количество влияющих на развитие туризма факторов очень велико, и
зачастую небольшое их изменение может вызвать глобальные перемены на туристском
рынке;
♦ динамичность внешней среды.
Турист как
один из факторов микросреды туроперейтинга. Турист — физическое лицо,
пребывающее за пределами своего места жительства, а также иных мест,
систематически посещаемых данным лицом, в течение периода, не превышающего 12
месяцев подряд, с целью отдыха, деловыми и другими целями, без занятия
деятельностью, оплачиваемой из источника в посещаемом месте, осуществляющее не
менее одной ночевки в местах размещения в стране (месте) временного
пребывания. Туристами являются лица, совершающие поездки со следующими целями:
досуг, рекреация, отдых; посещение знакомых и родственников; деловые и
профессиональные (участие в конференциях, совещаниях, конгрессах, ярмарках,
профессиональных спортивных мероприятиях, монтаже оборудования и т.д.);
лечение, религия, паломничество и др. Не являются туристами лица,
путешествующие с целью поиска заработка и перемены постоянного места
жительства, а также находящиеся вне обычной среды менее 24 часов (менее 24
часов — экскурсанты).
Можно выделить основные характеристики принадлежности
к статусу туриста:
1)
путешественник,
клиент предприятий туриндустрии;
2)
временный
ночующий посетитель. Если путешественник остается в пункте назначения (без
ночлега), он считается экскурсантом; если же более полугода — он будет
считаться претендентом на право постоянного или временного жительства. Однако учащиеся
за границей признаются туристами,
даже если обучение длится более 6 месяцев (если студент нигде не работает параллельно с учебой);
даже если обучение длится более 6 месяцев (если студент нигде не работает параллельно с учебой);
3)
человек не имеет
и не ищет источников дохода в месте временного пребывания.
Права туристов. В соответствии с действующим законом о туризме, иными актами
законодательства Республики Беларусь при подготовке к путешествию, а также во
время его совершения турист имеет право:
1) на достоверную информацию о правилах въезда в страну
(место) временного пребывания, об обычаях местного населения, в том числе
связанных с религиозными обрядами, о художественных, археологических, культурных,
природных и других объектах, находящихся под особой охраной. Работник
туристского предприятия, к которому обратился турист, обязан предоставить
будущему путешественнику всю необходимую информацию по интересующим его
вопросам, в некоторых случаях подтвердить это буклетами, информацией из книг,
видеозаписями и т.д.;
2) свободу передвижения, свободный доступ к туристским
ресурсам с учетом принятых в стране (месте) временного пребывания
ограничительных мер. Многие государства в попытке избежать нелегального въезда
жителей стран третьего мира, проникновения на свою территорию криминальных
элементов используют в отношении граждан этих стран визовый режим. В отдельных
случаях для туристов закрывают целые города или районы страны, а иногда такая
мера применяется к туристам из конкретного государства;
3) обеспечение личной безопасности, защиту
потребительских прав, сохранность своего имущества, получение неотложной
медицинской помощи. Ограничением этого права является запрет на провоз оружия
через границы практически всех государств, даже если это оружие предназначено
для обеспечения туристам собственной безопасности. В целях обеспечения безопасности
своего имущества турист имеет право самостоятельно выбирать виды хранения
багажа и ценностей и их страхования;
4) беспрепятственное пользование услугами средств связи;
5) обеспечение качества услуг в соответствии с договором
и объявленной информацией об их потребительских свойствах;
6) возмещение убытков, причиненных вследствие
неисполнения условий договора туроператором или турагентом, в порядке,
установленном законодательством.
Обязанности туристов. Во время подготовки и совершения путешествия турист
обязан:
1) предоставлять сведения о себе в объеме, необходимом
для реализации туристского продукта;
2) уважать политический строй, социальное устройство,
традиции, религиозные обычаи страны (места) временного пребывания. Туристы, не
выполняющие этих требований, могут быть привлечены к ответственности властями
страны (места) временного пребывания, признаны ими преступниками или
правонарушителями и понести соответствующее наказание;
3) соблюдать законодательство страны (места) временного
пребывания;
4) соблюдать установленные нормы и правила охраны
окружающей среды, памятников истории и культуры;
5) соблюдать правила въезда, выезда и пребывания в
стране, в которую совершается путешествие, а также в странах транзитного
проезда. Это означает, что турист не должен пытаться провезти через границу
запрещенные для ввоза-вывоза предметы (оружие, наркотики, радиоактивные металлы
и др.), превышать максимально разрешенное к перевозке через границу количество
ограниченных для ввоза-вывоза предметов (например, при въезде в Финляндию
максимально разрешен ввоз одного литра крепких спиртных напитков и не более 200
сигарет на каждого совершеннолетнего туриста), должен иметь все необходимые для
прохождения пограничного контроля документы (паспорт, виза и др.), достоверно
описать в таможенной декларации все вывозимое, ввозимое имущество, подлежащее
декларированию (например, валютные средства в размере, превышающем 10 000 дол.
США); в случаях нарушения туристом законов о Государственной границе или правил
прохождения таможенного и пограничного контролен ответственности за последствия
для туриста туроператор не несет. Путешественник может быть снят с маршрута,
ему может быть отказано в разрешении на прохождение границы либо он может быть
признан правонарушителем или преступником;
6) соблюдать во время путешествия правила личной
безопасности. Например, всех посетителей Праги предупреждают об участившихся
случаях грабежей русскоговорящих туристов и не рекомендуют громко разговаривать
в центральных частях города на русском языке.
Туристские
ресурсы. Характерные черты объектов туристского интереса, их классификация. Туристские ресурсы — совокупность
природных и искусственно созданных человеком объектов, пригодных для
использования в целях туризма. Выделяют непосредственные и косвенные туристские
ресурсы. К первым преимущественно относятся природные и историко-культурные
ресурсы (привлекательные ландшафты, оздоровительные средства местности,
исторические достопримечательности). Косвенные (инфраструктурные) привлекаются
для освоения и использования непосредственных туристских ресурсов.
Характерные черты объектов туристского интереса:
1) способность привлекать к себе внимание людей, вызывать
у них желание посмотреть, потрогать, ощутить и чувства восторга, восхищения,
удовольствия;
2) по происхождению они могут быть природные
(рекреационные, антропогенно-рекреационные) и созданные руками человека
(антропогенные) (табл. 2.1);
3) определенная известность. Потенциальный турист должен
иметь представление о месте расположения и особенностях объекта;
4) оснащенность развитой инфраструктурой туризма (наличие
транспортных коммуникаций, услуг размещения и питания, развлекательных мероприятий
и т.д.).
Прежде всего, из туристских ресурсов можно выделить рекреационные
ресурсы — компоненты природной среды (климат, рельеф, поверхностные и
подземные воды, растительность и т.д.), используемые для организации отдыха и
оздоровления людей. На основе принятой классификации рекреационные ресурсы
можно разделить:
♦ на горно-климатические рекреационные ресурсы. При посещении местности, обладающей
горно-климатическими рекреационными ресурсами, туристов, прежде всего,
привлекают возможности полюбоваться горными пейзажами, посетить пещеры,
заняться некоторыми видами спорта (альпинизм, горные лыжи, сноуборд и т.д.).
Посещение гор также позволяет поправить здоровье, отдохнуть от стрессов,
получить заряд бодрости;
♦ климатические рекреационные ресурсы. Чаще всего это сочетание свойственных для данной
местности климатических условий, отличающее эту местность от окружающих
регионов и оказывающее благотворное влияние на здоровье посетителей. В основном
регионами, обладающими климатическими рекреационными ресурсами, являются
морские, речные, озерные курорты;
♦ бальнеологические ресурсы. Обладают способностью оказывать полезное воздействие
на здоровье туристов. Целью приезда на бальнеологический курорт обычно является
лечение (минеральными водами, солями, грязями и др.). Любая территория с
развитыми и освоенными (т.е. прошедшими медицинское свидетельствование)
бальнеологическими ресурсами должна иметь инфраструктуру лечебно-ночлеговых учреждений,
параллельно оказывающих посетителям ряд лечебно-оздоровительных услуг
(диагностика, лечение, профилактика и др.);
♦ комплексные рекреационные ресурсы — совокупность на сравнительно небольшой
географической территории нескольких видов рекреационных ресурсов (например,
Анапа — не только климатический, но и бальнеологический курорт, обладающий
уникальными грязевыми источниками);
♦ единичные природные объекты, представляющие туристский интерес, — отдельные, мало
взаимосвязанные с окружающей средой объекты дикой природы, привлекающие
туристов в силу своей необычности, специфичности и уникальности (например,
местечко Монт-Сен-Мишель (Франция), где наблюдается самый быстрый морской
прилив, причудливой формы скалы Каппадокии (Турция), скала Ред-Рок (Австралия),
являющаяся самым большим камнем на планете, и т.д.).
Отдельно среди рекреационных ресурсов выделяют антропогенно-рекреационные,
т.е. созданные человеческой деятельностью на базе обычных природных ресурсов.
К таким ресурсам, прежде всего, относятся национальные парки, целью основания
которых является сохранение первозданной природы и отдельных рукотворных
объектов, имеющих ценность для человечества (например, национальные парки
Африки, возникшие для предотвращения исчезновения отдельных видов флоры и
фауны, парк вокруг гигантского изображения американских президентов,
вырубленного в скале (США), и т.д.). Во всех регионах мира режим территорий
(акваторий) национальных парков запрещает на них любую деятельность человека,
за исключением необходимой для сохранения и роста популяций животного и
растительного мира или сохранения рукотворных объектов. Посещение территорий
национальных парков (например, «Беловежская пуща», «Браславские озера») с
туристскими или научными целями (так называемый экотуризм) строго ограничено и
регламентируется законодательными актами.
Наряду с рекреационными можно выделить антропогенные
(созданные руками человека) туристские ресурсы. По современной
классификации к ним относят социокультурные, исторические и археологические,
архитектурные, научные и промышленные, зрелищные и досуговые, культовые и религиозные
объекты туристского интереса:
♦ социокультурные
антропогенные ресурсы — объекты,
имеющие культурную или познавательную ценность (культурное наследие народа или
нации — памятники, монументы, картины, скульптуры, гравюры — и сама их культура
— язык, кухня, обычаи и традиции), либо объекты, непосредственно связанные с
деятельностью общественных или культурных организаций {например, здание
штаб-квартиры ООН или ЮНЕСКО);
♦ исторические
и археологические объекты туристского
интереса. Имеют историческую или археологическую ценность, зачастую охраняются властями
(пирамиды Египта, развалины Карфагена, Рима, Афин и т.д.) и представляют
интерес для ограниченного контингента туристов;
♦ архитектурные
объекты туристского интереса — памятники
зодчества, красота и величие которых способны привлекать внимание людей. Архитектурные
объекты классифицируются на имеющие историческую ценность (Мирский замок, собор
Парижской Богоматери и др.) и не имеющие таковой (центр Жоржа Помпиду в Париже,
здание Минского железнодорожного вокзала и др.). Архитектурными объектами
туристского интереса могут быть как отдельно стоящие здания (Храм Христа
Спасителя и др.), так и ансамбли зданий (Петергоф, Версаль), кварталы городов
(Грандчаны Праги или Кескуста Хельсинки), либо даже целые города (Венеция,
Ватикан и др.);
♦ научные и
промышленные объекты туристского интереса в состав туристских ресурсов вошли недавно и представляют собой ныне
функционирующие предприятия и лаборатории, выставки и демонстрации достижений науки
и техники (например, в Финляндии — фабрика «Фазер», производящая популярную
водку «Финляндия* и одноименные шоколадные конфеты, в Новороссийске или Ялте —
заводы шампанских вин);
♦ зрелищными и
досуговыми объектами, способными
привлечь туристов, могут быть как концерты звезд эстрады, выступления
политиков, спортивные соревнования, шоу (например, чемпионаты мира, карнавалы,
олимпиады), так и парки развлечений и аттракционов, казино и варьете, рестораны
и аквапарки;
♦ культовые
объекты туристских ресурсов связаны с
религией или верованиями (современными или имевшими место в человеческой
истории). Такими объектами являются Мекка, Рим, Иерусалим.
Внутренние
факторы туроперейтинга. К внутренним
факторам туроперейтинга относятся цели, структура, задачи, технология
предприятия и люди.
Основной целью деятельности
туроператоров является получение прибыли.
Организационная
структура туроператора представляет
собой совокупность связей, сложившихся между подразделениями предприятия,
обеспечивающую их функционирование как единого целого.
Горизонтальное разделение труда в туроперейтинге чаще
всего осуществляется в двух организационных формах: по туристскому направлению
и содержанию работы. Разделение труда по туристскому направлению применяют
крупные многопрофильные туроператоры. На таких предприятиях отделы выделяются
по страновому направлению (например, подразделения, организующие отдых в
Беларуси, Турции, Египте). Преимуществом такой организации труда является узкая
специализация менеджеров, которые владеют большим объемом информации о
курортах, видах отдыха и возможностях туристских ресурсов регионов. Однако при
таком разделении труда практически отсутствует взаимозаменяемость работников;
причиняются неудобства клиентам, еще не определившимся в выборе места отдыха,
вынужденным поочередно обращаться к менеджерам разных отделов, и работникам
турагентств, которым приходится неоднократно связываться с различными
менеджерами относительно тех или иных предложений туроператора. Все это
приводит к замедлению обслуживания и снижению его качества.
Вторая форма горизонтального разделения труда — на
основании содержания работы, выполняемой менеджерами. В структуре такого
туроператора могут быть выделены отдел разработки турпродукта, визовый,
маркетинговый, финансовый, транспортный отделы и т.д. Достоинствами такого разделения
труда являются профессионализм менеджеров и более индивидуализированный подход
к партнерам и агентам.
Очень важно и осуществление вертикального разделения труда, необходимого для успешной групповой
работы. Руководитель, находящийся на высшей ступени управления организацией,
управляет менеджерами среднего звена, которые, в свою очередь, могут иметь в
подчинении нескольких линейных руководителей. Число лиц, подчиненных одному
руководителю, представляет сферу контроля процесса туроперейтинга и всей
деятельности предприятия.
Еще одним направлением разделения труда в
туроперейтинге является формулирование
задач, которые должен решать каждый работник, занимающий определенную
должность. После определения структуры предприятия необходимо разработать
должностные инструкции работников в соответствии с целями туроператора.
Технология как фактор внутренней среды ту pone рейтинга включает
в себя не только степень механизированности повседневной работы, но и приемы
ведения работы с клиентами, турагентами, партнерами и т.д., поскольку
избираемые схемы взаимной работы во многом являются интеллектуальной
собственностью туроператора.
Ведущий фактор туроперейтинга — персонал. Он создает продукт туристской организации, формирует ее
культуру и внутренний климат. От квалификации персонала зависит уровень
туроператора и турпродукта.
Наиболее важной характеристикой, отличающей внутренние
факторы туроперейтинга от внешних, является возможность управления и контроля.
Комментариев нет:
Отправить комментарий