I этап планирования как этап исследования и анализа. На начальной стадии
разработки туристского продукта (тура) осуществляются мероприятия по
исследованию и анализу потребностей туристского рынка и предложений основных конкурентов на местном рынке. Таким
образом, туроператор осуществляет
взаимодействие с четырьмя основными элементами: потребителями (рынок потребления), конкурентами
(рынок предложения), партнерами и поставщиками, а также с внешней средой.
Потребитель — это основной
элемент в процессе планирования и формирования
тура. Туристское предприятие ориентируется на изучение потребителей с целью формирования идеи, замысла и
непосредственно разработки тура.
Изучение потребителей охватывает выявление их предпочтений, вкусов, возможностей в проведении туристского отдыха,
покупательной способности, размеров рынка и состояния спроса на нем и
других факторов и характеристик,
определяющих поведение потребителя по отношению к туру.
Конкуренты — это важный
элемент, чье поведение необходимо исследовать и прогнозировать. Исследование
конкурентов при разработке тура предполагает
изучение рынка предложения, собственно конкуренции на рынке, ближайших
конкурентов и конкурирующих туров. На основе результатов данного исследования
туристское предприятие разрабатывает замысел и реальное воплощение тура с целью
заложить в него конкурентные преимущества, сделать его более привлекательным
для потребителя, а также предусмотреть меры
по противодействию конкуренции на выбранном рынке. Туристское предприятие может также избрать такой продукт или потребительский сегмент рынка, на котором
конкуренции нет или она минимальна.
Партнеры и
поставщики —
одно из основных направлений двустороннего
взаимодействия туристской компании. С одной стороны, предприятие проводит
изучение, поиск и выбор партнеров и поставщиков для разработки (сбыта)
конкурентоспособного тура, максимально отвечающего потребностям потребителя, с
другой — организовывает с ними выгодное сотрудничество.
Внешняя среда — важный элемент
взаимодействия туристского предприятия в процессе формирования и планирования
тура. К внешней среде относятся правительственные
и иные государственные учреждения и организации, общественные и
профессиональные объединения, представительства иностранных государств, союзы и иные объединения потребителей. Часто считают,
что туристское предприятие не в состоянии воздействовать на внешнюю
среду, что данная взаимосвязь носит исключительно однонаправленный характер, и что туристское предприятие
должно лишь учитывать влияние внешней среды на свою деятельность. Однако
это не совсем верно, так как обратное
воздействие, заключающееся в формировании методами и приемами public relation
благоприятного отношения со стороны внешней среды к деятельности туристской
компании, крайне важно. Такой подход во многом позволяет организовать четкую работу
туристского предприятия и снизить угрозы для
его деятельности со стороны внешней среды.
Основные направления и методы изучения рынка спроса
и предложения.
Мероприятия состоят из выполнения последовательного ряда исследований:
♦
выявление собственных возможностей туроператора;
♦
сегментирование рынка спроса;
♦
исследование и анализ конкурентной среды;
♦
определение
фокус-группы;
♦ позиционирование тура.
Возможности туроператора условно можно разделить на следующие категории:
♦
базовые
(наличие офиса и его внешний и внутренний вид, наличие У оператора лицензии и срок ее действия, уровень качества оргтехники и средств связи);
♦
финансовые (наличие у собственников оператора источников
финансирования будущих рекламных кампаний, туристских кредитов и
т.д.);
♦
деловые
(наличие у оператора связей и договорных отношений с пере-возчиками, средствами размещения, экскурсионными
бюро и т.д., наличие личных связей с
другими операторами и агентствами, органами власти);
♦
информационные (наличие у оператора информации или доступа
к ее
♦
источникам, информационная оснащенность);
♦
возможности
персонала (внешний вид, возраст, коммуникабельность,
♦
обаятельность, профессионализм, эрудиция, знание
иностранных языков,
♦
компьютера);
♦ технологические
(наличие у оператора ноу-хау применяемых в постоянной работе технологий: технологии
ведения переговоров, телефонных продаж,
нейролингвистического программирования (НЛП) и т.д.).
Сегментирование рынка спроса проводится
на основании ряда принципов, среди которых наиболее важными являются
географический, экономический,
количественных предпочтений, возрастной и принцип туристских предпочтений.
Процесс
сегментирования рынка спроса происходит параллельно с процессом определения
потребностей сегмента и возможностей туроператора для их качественного и
эффективного удовлетворения. При сегментировании рынка спроса по географическому принципу выделяют
два сегмента клиентов: желающие отдыхать в
пределах своей страны и за рубежом.
Клиенты первого из выделенных сегментов обладают следующими потребностями:
♦
возможность выбора тура по своей стране, широкий
ассортимент предложений туроператора;
♦
наличие групповых либо индивидуальных туров;
♦
организация туроператором трансфера по всему маршруту;
♦
варьирование длительности отдыха и сроков поездки;
♦
возможность приобретения тура за несколько дней до выезда.
♦
Для удовлетворения данных потребностей туроператор должен
обладать рядом возможностей:
♦ наличием опыта работы на маршрутах внутри страны;
♦
возможностью
выделения сопровождающих для групповых туров по стране;
♦
наличием личных связей с поставщиками туристских услуг.
Потребности туристов, предпочитающих отдых за рубежом:
♦
получение
максимально возможной и реальной информации о месте отдыха, особенностях жизни местного населения, существующих законах и традициях поведения;
♦
быстрое подтверждение туров и заявок на отдых;
♦
прямые перелеты в место отдыха либо удобные стыковки;
♦
русскоговорящие гиды или туристские группы;
♦
формирование полного турпакета и визовая поддержка;
♦
страховая
поддержка во время поездки, в том числе страхование на случай невыезда.
Все это требует от туроператора:
♦
организации чартерных авиарейсов или долевого участия в
чартерных программах;
♦
наличия
связей с зарубежными туроператорами или средствами размещения;
♦
наличия возможностей моментального подтверждения заявок
(блоки мест
в отелях или лайнерах, on-line бронирование мест);
♦
наличия
русскоговорящих представителей (от своего имени или у принимающей стороны);
♦
наличия договорных отношений с ведущими страховыми
компаниями;
♦
наличия информации и квалифицированных сотрудников, которые
могут предоставить ее клиенту;
♦
личного опыта сотрудников и полного знания ими маршрутов;
♦
наличия сотрудников, владеющих иностранными языками.
В зависимости от возможностей туроператора и потребностей клиентов можно принять к проектированию внутренние либо международные туры.
Сегментирование по экономическому
принципу основывается на различиях в уровне доходов групп
потребителей. В результате сегментирования обычно выделяют три сегмента
потребителей: VIP-клиекты, клиенты туристского класса обслуживания, клиенты эконом-класса обслуживания.
Основные потребности VIP-клиентов:
♦
индивидуальное обслуживание туроператором;
♦
индивидуальные туры и маршруты под заказ;
♦
компетентный и обаятельный персонал;
♦
максимальный набор дополнительных услуг в туре;
♦ полный сервис от места отправления до места возвращения
(включая прокат автомобилей, услуга «встречи—проводы»);
♦
возможности обслуживания по телефону или с выездом
индивидуального консультанта на дом;
♦
конфиденциальность;
♦ ассортимент престижных и известных отелей.
Работа с этим сегментом требует от
туроператора наличия:
♦
солидного
офиса с удобным месторасположением;
♦
высококвалифицированных
и вышколенных кадров, отлично владеющих
информацией о маршрутах;
♦ большого
штата работников (для обеспечения индивидуального обслуживания клиентов и
дополнительного сервиса);
♦
широких
связей с принимающими сторонами и отелями (для возможности разработки
индивидуальных туров под заказ);
♦ наличия
всевозможных каталогов, фотографий, буклетов о любых местах отдыха (по выбору клиента).
Клиенты туристского класса имеют
следующие потребности:
♦
быстрота
обслуживания и подтверждения заявленных условий;
♦
возможность
приобрести индивидуальные туры;
♦
желание
сэкономить, но не на качестве приобретаемых услуг;
♦
желание
получить качественную консультацию по выбору места отдыха от работников
оператора или его агента;
♦ главное
— не внешний вид офиса, а качество работы фирмы и конкурентные преимущества
туров;
♦
возможность
групповых экскурсий или трансферов;
♦
качественный
и организованный досуг высокого или среднего класса;
♦
ассортимент
хороших отелей среднего класса.
В этом случае туроператор должен иметь:
♦
вместительный
офис, готовый к приему одновременно нескольких семей или групп туристов;
♦
связи
со многими отелями и перевозчиками для организации массовых
♦
поездок.
Наконец, потребности клиентов эконом-класса
обслуживания могут быть такими:
♦
желание
купить групповые туры;
♦
желание
сэкономить на отдыхе даже, в ущерб дополнительным услугам и их качеству;
♦
возможность поехать без экскурсионного обслуживания и
питания (также в целях экономии);
♦ поиск наиболее выгодного соотношения цены и качества
поездок. Оператор,
готовящийся к обслуживанию таких клиентов, должен иметь:
♦ сильную рыночную позицию для организации регулярных
групповых туров на массовых направлениях;
♦
опыт работы с корпоративными клиентами;
♦
иметь возможности и опыт работы с потоком клиентов;
♦ иметь
выгодные с точки зрения цены договорные отношения с поставщиками туристских
услуг.
После анализа
соответствия требований к возможностям оператора реальности он может выбрать
соответствующий сегмент и принять к проектированию индивидуальные или пэкидж-туры.
При
сегментировании по принципу
количественного предпочтения туристов
можно выделить туристов-индивидуалов, путешествующих группами и корпоративных
клиентов. В отличие от групп туристов (члены которых не знакомы друг с другом и
впервые встречаются только в пункте отправления), корпоративные клиенты —
работники одних трудовых коллективов,студенты
вузов, т.е. люди, знакомые друг с другом.
Индивидуальные
туристы (путешествуют
поодиночке или семьями) чаще всего предпочитают:
♦
иметь
возможность организации заказных туров, выбирать любой маршрут и отель;
♦
получать
максимально доступную и достоверную информацию о предстоящей поездке;
♦ приобретать
в агентствах полностью сформированный туристский пакет (включающий ряд
дополнительных услуг: проводы, встречу, трансферы и т.д.);
♦ оперативное подтверждение заявленных условий туров. В соответствии с
обозначенными потребностями индивидуальных туристов можно определить следующие
требования к возможностям туроператора:
♦ наличие
солидного офиса с удобным месторасположением и большого штата работников;
♦
компетентность
и общая эрудированность работников, личное знание ими многих направлений;
♦ деловые
связи с поставщиками туристских услуг и опыт работы на различных направлениях.
Групповые
клиенты (путешествующие
коллективы от 10 человек) предпочитают:
♦
приобретать пэкидж-туры;
♦
экономить на отдыхе;
♦
требовать гарантированности выезда на обещанные даты;
♦
обязательное наличие сопровождающих группы;
♦
непродолжительные туры (возможность выезжать на выходные
или праздничные дни).
Для эффективного
удовлетворения перечисленных предпочтений туроператор должен обладать:
♦
рыночными
возможностями, позволяющими организовывать регулярные групповые выезды (гарантированные заезды);
♦
выгодными
условиями сотрудничества со средствами размещения (с точки зрения предложения минимальных цен).
Корпоративные
клиенты предпочитают:
:
♦
размещение
в одном отеле (по возможности — даже на одном этаже);
♦
организацию как пэкидж-, так и индивидуальных туров
(поскольку обычно корпоративные клиенты путешествуют своим
коллективом);
♦
недорогие туры экономичного класса;
♦
возможность проведения организованного досуга в поездке;
♦
официальное оформление туристских документов и
документированное списание расходов предприятия на организацию тура для
своих работников.
Требования к возможностям туроператора, специализирующегося на обслуживании корпоративных клиентов:
♦
обширные связи с предприятиями региона, школами, вузами;
♦
возможность выезда индивидуального консультанта на
предприятие;
♦
выгодные условия сотрудничества с отелями и транспортными
организациями;
♦
наличие квалифицированного бухгалтера, способного
оформить тур с сохранением
максимально возможной прибыли оператора.
Согласно принципу возрастного
сегментирования можно выделить следующие потребительские сегменты:
школьники, студенты, люди зрелого возраста.
Потребности школьных
групп (возраст — до 16 лет):
♦
максимальная
безопасность в поездке;
♦
наличие сопровождающего от туроператора и педагога на
протяжении
всего маршрута;
♦
дешевизна
путешествий;
♦
организованная экскурсионная программа и детский досуг
(спортивные
игры, конкурсы, мероприятия);
♦
пэкидж-туры (для отдельных групп школьников);
♦
питание
по системе полного пансиона на протяжении всего маршрута.
Особенности работы туроператора, деятельность которого ориентирована на школьные группы:
♦
активная работа со школами, педагогами;
♦
необходимость знания систем льгот и скидок для детей и
детских групп;
♦
повышенная ответственность оператора за жизнь и здоровье
детей;
♦
активное сотрудничество и наличие связей с детскими
лагерями, базами отдыха, санаториями.
Студенты, молодежь
(возрастная группа потребителей от 17 до 28 лет) имеют следующие туристские потребности:
♦
приобретение групповых или индивидуальных туров;
♦
приоритет познавательных, спортивных, развлекательных
направлений;
♦
выбор любых недорогих средств размещения (гостиницы,
турбазы, базы отдыха);
♦
возможность приобретения туров без питания и с
минимальным набором дополнительных услуг;
♦
допустимость несовпадения времени отдыха с туристским
сезоном. Требования к возможностям туроператора включают:
♦
активную работу с вузами;
♦
осведомленность о возможных скидках и льготах для молодежи
и студентов;
♦
опыт организации групповых поездок;
♦
наличие квалифицированного персонала, готового стать
сопровождающими групповых молодежных поездок;
♦
сотрудничество
и наличие связей с хостелами, разнообразными недорогими средствами размещения;
♦ практику работы с Международными студенческими картами.
Люди зрелого
возраста (28—50
лет) требуют:
♦
организацию групповых или индивидуальных туров;
♦
приоритетные
цели путешествий — отдых, отдых плюс лечение, познавательная;
♦
качественного размещения (комфортабельные номера),
питания, организованного досуга;
♦
организацию поездок во время отпусков;
♦
возможности отдыха с детьми.
Возможности туроператора я этом случае должны отвечать следующим требованиям:
♦
солидный и внушающий доверие офис и компетентный
персонал;
♦
широкий ассортимент предлагаемых отелей и программ. Наконец, четвертым сегментом по возрастному принципу являются пенсионеры (люди старше 50
лет).
Их туристские потребности:
♦
индивидуальный отдых;
♦
приоритетные
цели путешествий — отдых, отдых плюс лечение;
♦
ненасыщенность программ, оставляющая много свободного
времени для отдыха и сна;
♦
качественный и недорогой отдых;
♦
несезонность поездок (пенсионеры не работают и
предпочитают недорогой отдых в межсезонье).
Требования к возможностям туроператора:
♦
отзывчивый, терпеливый и компетентный персонал, внушающий
доверие клиентам;
♦
знание особенностей оздоровительных туров и направлений,
особенностей страхования туристов.
При сегментировании по принципам
туристских предпочтений выделяют: принцип
транспортных предпочтений и принцип целей желаемого тура.
Параллельно с сегментированием рынка спроса необходимо проводить анализ рынка предложений (конкурентной среды туроператора).
Информацию о конкурентах можно получить при изучении рекламных сообщений в СМИ, статистической отчетности, проводимых мероприятий по
стимулированию сбыта, а также из личного опыта работы на рынке, слухов о деятельности конкурентов, бесед с работавшими у конкурентов специалистами, публикаций в прессе, отзывов поставщиков туруслуг. Исходя из полученной информации можно узнать:
♦
долю рынка, охваченную конкурентами;
♦
возраст конкурентов (длительность их работы на
региональном рынке);
♦
месторасположение и внешний вид офиса конкурентов;
♦
квалификацию персонала, численность штата;
♦
наличие у конкурентов финансовых средств или доступа к их
источнику (о чем свидетельствует интенсивность рекламных
кампаний);
♦
технологии работы конкурентов с агентствами или клиентами;
♦
размеры агентской сети конкурентов (определяются из
рекламных объявлений операторов или информации от агентов);
♦
имидж конкурентов на региональном туристском рынке
(определяется из бесед с агентами, поставщиками и бывшими клиентами
конкурентов, слухов и т.д.);
♦
профиль деятельности конкурентов, в частности степень их
идентичности.
♦
Оценивать предложения конкурентов можно также следующими
методами:
основываясь на рекламной информации, по отзывам туристов и работающих с конкурентом агентов, получая информацию в
результате конкурент-теста (работники
туроператора или третьи лица общаются с менеджером конкурирующей фирмы по телефону или в офисе, представляясь потенциальными клиентами).
♦
По
итогам исследования собственных возможностей в результате сегментирования фокус-группы туроператор окончательно
определяет сегменты потребительского
рынка, на удовлетворении потребностей которых будет строиться вся его дальнейшая работа.
Подходы к формированию замысла будущего тура. Формирование
идеи — не что иное, как разработка замысла будущего тура. Для осуществления
данного процесса могут быть использованы самые разнообразные методы. Од¬им из
методов, получивших достаточно широкое распространение не только в туризме,
является метод «мозгового штурма» (от англ. brain storming), суть которого может
быть представлена в виде целенаправленного процесса генерирования новых идей
для формирования их максимально широкого круга, с последующим анализом и
отбором наиболее перспективных. Вторым методом формирования идеи будущего тура
является наблюдение; руководители и специалисты в области туризма, знакомясь с
деятельностью туристских компаний других государств и регионов, могут частично
или полностью перенять идею тура, адаптировав ее к местным условиям и нуждам
целевых потребителей. Третий метод формирования идей — использование личного
опыта туроператора, его знания потребностей рынка, умения прогнозировать и
предугадывать развитие потребительских нужд. Какой бы из данных методов ни был
выбран, следует помнить, что формирование идеи — процесс творческий и ограничить
его рамками стандартного алгоритма решений практически невозможно.
После того, как
идея будущего тура сформирована, туроператор проводит анализ и изучение
возможностей ее реализации на практике. Анализ и ис¬следования проводятся по
нескольким направлениям: соответствие идеи тура потребительским ожиданиям,
изучение возможного рынка и конкурирующих туров других туристских компаний,
выявление возможности поиска и отбора партнеров и поставщиков туристских услуг
для реализации идеи тура, изучение внутренних возможностей предприятия. Как
правило, на этом этапе исследуются несколько идей с целью окончательного отбора
наиболее привлекательных из них. Отобранные идеи становятся, таким образом,
основой для разработки новых туров.
Комментариев нет:
Отправить комментарий