понедельник, 18 ноября 2013 г.

I этап стадии планирования туров



I этап планирования как этап исследования и анализа. На начальной стадии разработки туристского продукта (тура) осуществляются мероприятия по исследованию и анализу потребностей туристского рынка и предло­жений основных конкурентов на местном рынке. Таким образом, туропера­тор осуществляет взаимодействие с четырьмя основными элементами: по­требителями (рынок потребления), конкурентами (рынок предложения), партнерами и поставщиками, а также с внешней средой.

Потребитель — это основной элемент в процессе планирования и форми­рования тура. Туристское предприятие ориентируется на изучение потребителей с целью формирования идеи, замысла и непосредственно разработки тура. Изучение потребителей охватывает выявление их предпочтений, вкусов, возможностей в проведении туристского отдыха, покупательной способности, размеров рынка и состояния спроса на нем и других факторов и характеристик, определяющих поведение потребителя по отношению к туру.
Конкуренты — это важный элемент, чье поведение необходимо исследовать и прогнозировать. Исследование конкурентов при разработке тура  предполагает изучение рынка предложения, собственно конкуренции на рынке, ближайших конкурентов и конкурирующих туров. На основе результатов данного исследования туристское предприятие разрабатывает замысел и реальное воплощение тура с целью заложить в него конкурентные преимущества, сделать его более привлекательным для потребителя, а также предусмотреть меры по противодействию конкуренции на выбранном рынке. Туристское предприятие может также избрать такой продукт или потребительский сегмент рынка, на котором конкуренции нет или она минимальна.
Партнеры и поставщики — одно из основных направлений двустороннего взаимодействия туристской компании. С одной стороны, предприятие проводит изучение, поиск и выбор партнеров и поставщиков для разработки (сбыта) конкурентоспособного тура, максимально отвечающего потребностям потребителя, с другой — организовывает с ними выгодное сотрудничество.
Внешняя среда — важный элемент взаимодействия туристского предприятия в процессе формирования и планирования тура. К внешней среде относятся правительственные и иные государственные учреждения и организации, общественные и профессиональные объединения, представительства иностранных государств, союзы и иные объединения потребителей. Часто считают, что туристское предприятие не в состоянии воздействовать на внешнюю среду, что данная взаимосвязь носит исключительно однонаправленный характер, и что туристское предприятие должно лишь учитывать влияние внешней среды на свою деятельность. Однако это не совсем верно, так как обратное воздействие, заключающееся в формировании методами и приемами public relation благоприятного отношения со стороны внешней среды к деятельности туристской компании, крайне важно. Такой подход во многом позволяет организовать четкую работу туристского предприятия и снизить угрозы для его деятельности со стороны внешней среды.
Основные направления и методы изучения рынка спроса и предложения. Мероприятия состоят из выполнения последовательного ряда исследований:
выявление собственных возможностей туроператора;
сегментирование рынка спроса;
исследование и анализ конкурентной среды;
определение фокус-группы;
позиционирование тура.
Возможности туроператора условно можно разделить на следующие категории:
базовые (наличие офиса и его внешний и внутренний вид, наличие У оператора лицензии и срок ее действия, уровень качества оргтехники и средств связи);
финансовые (наличие у собственников оператора источников финансирования будущих рекламных кампаний, туристских кредитов и т.д.);
деловые (наличие у оператора связей и договорных отношений с пере-возчиками, средствами размещения, экскурсионными бюро и т.д., наличие личных связей с другими операторами и агентствами, органами власти);
информационные (наличие у оператора информации или доступа к ее
источникам, информационная оснащенность);
возможности персонала (внешний вид, возраст, коммуникабельность,
обаятельность, профессионализм, эрудиция, знание иностранных языков,
компьютера);
технологические (наличие у оператора ноу-хау применяемых в постоянной работе технологий: технологии ведения переговоров, телефонных продаж, нейролингвистического программирования (НЛП) и т.д.).
Сегментирование рынка спроса проводится на основании ряда принципов, среди которых наиболее важными являются географический, экономический, количественных предпочтений, возрастной и принцип туристских  предпочтений.
Процесс сегментирования рынка спроса происходит параллельно с процессом определения потребностей сегмента и возможностей туроператора для их качественного и эффективного удовлетворения. При сегментировании рынка спроса по географическому принципу выделяют два сегмента клиентов: желающие отдыхать в пределах своей страны и за рубежом.
Клиенты первого из выделенных сегментов обладают следующими по­требностями:
возможность выбора тура по своей стране, широкий ассортимент предложений туроператора;
наличие групповых либо индивидуальных туров;
организация туроператором трансфера по всему маршруту;
варьирование длительности отдыха и сроков поездки;
возможность приобретения тура за несколько дней до выезда.
Для удовлетворения данных потребностей туроператор должен обладать рядом возможностей:
наличием опыта работы на маршрутах внутри страны;
возможностью выделения сопровождающих для групповых туров по стране;
наличием личных связей с поставщиками туристских услуг.
Потребности туристов, предпочитающих отдых за рубежом:
получение максимально возможной и реальной информации о месте отдыха, особенностях жизни местного населения, существующих законах и традициях поведения;
быстрое подтверждение туров и заявок на отдых;
прямые перелеты в место отдыха либо удобные стыковки;
русскоговорящие гиды или туристские группы;
формирование полного турпакета и визовая поддержка;
страховая поддержка во время поездки, в том числе страхование на случай невыезда.
Все это требует от туроператора:
организации чартерных авиарейсов или долевого участия в чартерных программах;
наличия связей с зарубежными туроператорами или средствами размещения;
наличия возможностей моментального подтверждения заявок (блоки мест в отелях или лайнерах, on-line бронирование мест);
наличия русскоговорящих представителей (от своего имени или у принимающей стороны);
наличия договорных отношений с ведущими страховыми компаниями;
наличия информации и квалифицированных сотрудников, которые могут предоставить ее клиенту;
личного опыта сотрудников и полного знания ими маршрутов;
наличия сотрудников, владеющих иностранными языками.
В зависимости от возможностей туроператора и потребностей клиентов можно принять к проектированию внутренние либо международные туры.
Сегментирование по экономическому принципу основывается на разли­чиях в уровне доходов групп потребителей. В результате сегментирования обычно выделяют три сегмента потребителей: VIP-клиекты, клиенты туристского класса обслуживания, клиенты эконом-класса обслуживания.
Основные потребности VIP-клиентов:
      индивидуальное обслуживание туроператором;
      индивидуальные туры и маршруты под заказ;
      компетентный и обаятельный персонал;
      максимальный набор дополнительных услуг в туре;
полный сервис от места отправления до места возвращения (включая прокат автомобилей, услуга «встречи—проводы»);
возможности обслуживания по телефону или с выездом индивидуального консультанта на дом;
      конфиденциальность;
      ассортимент престижных и известных отелей.
Работа с этим сегментом требует от туроператора наличия:
      солидного офиса с удобным месторасположением;
      высококвалифицированных и вышколенных кадров, отлично владеющих информацией о маршрутах;
  большого штата работников (для обеспечения индивидуального обслуживания клиентов и дополнительного сервиса);
      широких связей с принимающими сторонами и отелями (для возможности разработки индивидуальных туров под заказ);
     наличия всевозможных каталогов, фотографий, буклетов о любых местах отдыха (по выбору клиента).
Клиенты туристского класса имеют следующие потребности:
      быстрота обслуживания и подтверждения заявленных условий;
      возможность приобрести индивидуальные туры;
      желание сэкономить, но не на качестве приобретаемых услуг;
      желание получить качественную консультацию по выбору места отдыха от работников оператора или его агента;
  главное — не внешний вид офиса, а качество работы фирмы и конкурентные преимущества туров;
      возможность групповых экскурсий или трансферов;
      качественный и организованный досуг высокого или среднего класса;
      ассортимент хороших отелей среднего класса.
В этом случае туроператор должен иметь:
      вместительный офис, готовый к приему одновременно нескольких семей или групп туристов;
      связи со многими отелями и перевозчиками для организации массовых
      поездок.
Наконец, потребности клиентов эконом-класса обслуживания могут быть такими:
      желание купить групповые туры;
      желание сэкономить на отдыхе даже, в ущерб дополнительным услугам и их качеству;
      возможность поехать без экскурсионного обслуживания и питания (также в целях экономии);
  поиск наиболее выгодного соотношения цены и качества поездок. Оператор, готовящийся к обслуживанию таких клиентов, должен иметь:
  сильную рыночную позицию для организации регулярных групповых туров на массовых направлениях;
      опыт работы с корпоративными клиентами;
      иметь возможности и опыт работы с потоком клиентов;
  иметь выгодные с точки зрения цены договорные отношения с поставщиками туристских услуг.
После анализа соответствия требований к возможностям оператора реаль­ности он может выбрать соответствующий сегмент и принять к проектированию индивидуальные или пэкидж-туры.
При сегментировании по принципу количественного предпочтения туристов можно выделить туристов-индивидуалов, путешествующих группами и корпоративных клиентов. В отличие от групп туристов (члены которых не знакомы друг с другом и впервые встречаются только в пункте отправления), корпоративные клиенты — работники одних трудовых коллективов,студенты вузов, т.е. люди, знакомые друг с другом.
Индивидуальные туристы (путешествуют поодиночке или семьями) чаще всего предпочитают:
      иметь возможность организации заказных туров, выбирать любой маршрут и отель;
      получать максимально доступную и достоверную информацию о предстоящей поездке;
приобретать в агентствах полностью сформированный туристский пакет (включающий ряд дополнительных услуг: проводы, встречу, трансферы и т.д.);  
  оперативное подтверждение заявленных условий туров. В соответствии с обозначенными потребностями индивидуальных туристов можно определить следующие требования к возможностям туроператора:
   наличие солидного офиса с удобным месторасположением и большого штата работников;
      компетентность и общая эрудированность работников, личное знание ими многих направлений;
   деловые связи с поставщиками туристских услуг и опыт работы на различных направлениях.
Групповые клиенты (путешествующие коллективы от 10 человек) предпочитают:
приобретать пэкидж-туры;
экономить на отдыхе;
требовать гарантированности выезда на обещанные даты;
обязательное наличие сопровождающих группы;
непродолжительные туры (возможность выезжать на выходные или праздничные дни).
Для эффективного удовлетворения перечисленных предпочтений туроператор должен обладать:
рыночными возможностями, позволяющими организовывать регулярные групповые выезды (гарантированные заезды);  
выгодными условиями сотрудничества со средствами размещения (с точки зрения предложения минимальных цен).   
Корпоративные клиенты предпочитают: :
размещение в одном отеле (по возможности — даже на одном этаже);
организацию как пэкидж-, так и индивидуальных туров (поскольку обычно корпоративные клиенты путешествуют своим коллективом);
недорогие туры экономичного класса;
возможность проведения организованного досуга в поездке;
официальное оформление туристских документов и документированное списание расходов предприятия на организацию тура для своих работников.
Требования к возможностям туроператора, специализирующегося на об­служивании корпоративных клиентов:
обширные связи с предприятиями региона, школами, вузами;
возможность выезда индивидуального консультанта на предприятие;
выгодные условия сотрудничества с отелями и транспортными организациями;
наличие квалифицированного бухгалтера, способного оформить тур с сохранением максимально возможной прибыли оператора.
Согласно принципу возрастного сегментирования можно выделить следующие потребительские сегменты: школьники, студенты, люди зрелого возраста.
Потребности школьных групп (возраст — до 16 лет):
максимальная безопасность в поездке;
наличие сопровождающего от туроператора и педагога на протяжении всего маршрута;
дешевизна путешествий;
организованная экскурсионная программа и детский досуг (спортивные игры, конкурсы, мероприятия);
пэкидж-туры (для отдельных групп школьников);
питание по системе полного пансиона на протяжении всего маршрута.   
Особенности работы туроператора, деятельность которого ориентирована на школьные группы:
активная работа со школами, педагогами;
необходимость знания систем льгот и скидок для детей и детских групп;
повышенная ответственность оператора за жизнь и здоровье детей;
активное сотрудничество и наличие связей с детскими лагерями, базами отдыха, санаториями.
Студенты, молодежь (возрастная группа потребителей от 17 до 28 лет) имеют следующие туристские потребности:
приобретение групповых или индивидуальных туров;
приоритет познавательных, спортивных, развлекательных направлений;
выбор любых недорогих средств размещения (гостиницы, турбазы, базы отдыха);
возможность приобретения туров без питания и с минимальным набором дополнительных услуг;
допустимость несовпадения времени отдыха с туристским сезоном. Требования к возможностям туроператора включают:
активную работу с вузами;
осведомленность о возможных скидках и льготах для молодежи и студентов;
опыт организации групповых поездок;
наличие квалифицированного персонала, готового стать сопровождающими групповых молодежных поездок;
сотрудничество и наличие связей с хостелами, разнообразными недорогими средствами размещения;
практику работы с Международными студенческими картами.
Люди зрелого возраста (28—50 лет) требуют:
организацию групповых или индивидуальных туров;
приоритетные цели путешествий — отдых, отдых плюс лечение, познавательная;
качественного размещения (комфортабельные номера), питания, организованного досуга;
организацию поездок во время отпусков;
возможности отдыха с детьми.
Возможности туроператора я этом случае должны отвечать следующим требованиям:
солидный и внушающий доверие офис и компетентный персонал;
широкий ассортимент предлагаемых отелей и программ. Наконец, четвертым сегментом по возрастному принципу являются пенсионеры (люди старше 50 лет).
Их туристские потребности:
индивидуальный отдых;
приоритетные цели путешествий — отдых, отдых плюс лечение;
ненасыщенность программ, оставляющая много свободного времени для отдыха и сна;
качественный и недорогой отдых;
несезонность поездок (пенсионеры не работают и предпочитают недорогой отдых в межсезонье).
Требования к возможностям туроператора:
отзывчивый, терпеливый и компетентный персонал, внушающий доверие клиентам;
знание особенностей оздоровительных туров и направлений, особенностей страхования туристов.
При сегментировании по принципам туристских предпочтений выделяют: принцип транспортных предпочтений и принцип целей желаемого тура.
Параллельно с сегментированием рынка спроса необходимо проводить анализ рынка предложений (конкурентной среды туроператора).
Информацию о конкурентах можно получить при изучении рекламных сообщений в СМИ, статистической отчетности, проводимых мероприятий по стимулированию сбыта, а также из личного опыта работы на рынке, слухов о деятельности конкурентов, бесед с работавшими у конкурентов специалистами, публикаций в прессе, отзывов поставщиков туруслуг. Исходя из полученной информации можно узнать:
долю рынка, охваченную конкурентами;
возраст конкурентов (длительность их работы на региональном рынке);
месторасположение и внешний вид офиса конкурентов;
квалификацию персонала, численность штата;
наличие у конкурентов финансовых средств или доступа к их источнику (о чем свидетельствует интенсивность рекламных кампаний);
технологии работы конкурентов с агентствами или клиентами;
размеры агентской сети конкурентов (определяются из рекламных объявлений операторов или информации от агентов);
имидж конкурентов на региональном туристском рынке (определяется из бесед с агентами, поставщиками и бывшими клиентами конкурентов, слухов и т.д.);
профиль деятельности конкурентов, в частности степень их идентичности.
                   Оценивать предложения конкурентов можно также следующими методами: основываясь на рекламной информации, по отзывам туристов и работающих с конкурентом агентов, получая информацию в результате конкурент-теста (работники туроператора или третьи лица общаются с менеджером конкурирующей фирмы по телефону или в офисе, представляясь потен­циальными клиентами).
                   По итогам исследования собственных возможностей в результате сегмен­тирования фокус-группы туроператор окончательно определяет сегменты потребительского рынка, на удовлетворении потребностей которых будет строиться вся его дальнейшая работа.
Подходы к формированию замысла будущего тура. Формирование идеи — не что иное, как разработка замысла будущего тура. Для осуществления данного процесса могут быть использованы самые разнообразные методы. Од¬им из методов, получивших достаточно широкое распространение не только в туризме, является метод «мозгового штурма» (от англ. brain storming), суть которого может быть представлена в виде целенаправленного процесса генерирования новых идей для формирования их максимально широкого круга, с последующим анализом и отбором наиболее перспективных. Вторым методом формирования идеи будущего тура является наблюдение; руководители и специалисты в области туризма, знакомясь с деятельностью туристских компаний других государств и регионов, могут частично или полностью перенять идею тура, адаптировав ее к местным условиям и нуждам целевых потребителей. Третий метод формирования идей — использование личного опыта туроператора, его знания потребностей рынка, умения прогнозировать и предугадывать развитие потребительских нужд. Какой бы из данных методов ни был выбран, следует помнить, что формирование идеи — процесс творческий и ограничить его рамками стандартного алгоритма решений практически невозможно.
После того, как идея будущего тура сформирована, туроператор проводит анализ и изучение возможностей ее реализации на практике. Анализ и ис¬следования проводятся по нескольким направлениям: соответствие идеи тура потребительским ожиданиям, изучение возможного рынка и конкурирующих туров других туристских компаний, выявление возможности поиска и отбора партнеров и поставщиков туристских услуг для реализации идеи тура, изучение внутренних возможностей предприятия. Как правило, на этом этапе исследуются несколько идей с целью окончательного отбора наиболее привлекательных из них. Отобранные идеи становятся, таким образом, основой для разработки новых туров.


Комментариев нет:

Отправить комментарий